Поморьско Знахарьсво.
Поморы завсё бывши прибегнуть к помокци Поморьскима Знахарима да йны колдуноф ак нехристьяньскама да православнама.
Эко цё писавши Подвысоцькой в своёй книги в 19 веку:
Заговоръ, Оберегъ, Отъять, Съберечь — заклинаніе для отвраженія отъ человѣка и домашнихъ животныхъ болѣзней и всякаго вообще зла. Такихъ заклинаній на многоразличные случаи распространено въ Архангельской губерніи весьма много, напр. отъ призора, привѣска, сглаза, нечистого духа, оспы, стрѣлы, полуденницы, прѣтчь, отъ неблагополучныхъ родовъ, зубной боли, грыжи, вѣтра, бѣловой нечисти, боли въ плечахъ, отъ боязни, пьянства, трясавицы, боданія коровъ и пр. У суевѣровъ и знахарей различаются заговоры болѣзненные и мірскія, къ первымъ отзываютъ въ церковь ихъ силу, но тѣмъ не менѣе считаютъ ихъ, даже и болѣзненные, грѣховнымъ дѣломъ. Обыкновенно заклинаніе начинаетъ словами: стану я рабъ Божій благословясё, пойду перекрестясё (въ мірскихъ заговорахъ, напротивъ: стану не благословясё, пойду не перекрестясё), — оканчиваются словами: ключи и замокъ моимъ словамъ, аминь.
(Заговор, оберег, Отъять, Съберечь — заклинание для отвращения от человека и домашних животных болезней и всякого вообще зла. Таких заклинаний на множество случаев распространено в Архангельской губернии весьма много, например: от сглаза, порчи, призора, от нечистой силы, оспы, стрелы, полуденницы, от проблем с родами, зубной боли, грыжи, ветра, бесовщины, боли в плечах, от боязни, пьянства, тряски, бодания коров и так далее.
Суеверные люди и знахари различают заговоры на болезненные и мирские случаи. Первые обычно читаются в церкви и придают им церковную силу, но всё равно считают их, даже болезненные, греховным делом. Обычное заклинание начинается словами: «Встану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь» (в мирских заговорах, напротив: «Встану не благословясь, пойду не перекрестясь») — и заканчиваются словами: «Ключ и замок моим словам, аминь».)
Тожно, поморьскима знахарима зыкали ак Ведуны ль Знатоки да порато ценнилисе в обшшесве.