http://www.filmz.ru/pub/77/30259_1.htm
— Мы обошли несколько этажей гостиницы: в каждой комнате разная мебель. Единственная, которая нас устроила, — именно эта, мы нашли её этажом ниже. Но там нас не устроил вид из окна. Точнее так: вид из окна нас устроил здесь, именно в этой комнате. Гостиница стоит на склоне горы, и абсолютно такой же высоты жилой дом напротив — значительно ниже по склону. И потому с последнего этажа гостиницы взгляд не упирается в стену дома, видна крыша и ещё какая-то даже перспектива за ней. Я надеялся, что днём мы разглядим вдали горы, которые глазом видны. Но для того, чтобы их увидела оптика, нужно было бы специально сделать это объектом внимания. Поскольку в этом не было нужды – иначе было бы нарочито, как вставной зуб — всех прелестей заоконного вида мы, конечно, не получили.
Тем не менее, вот эта линия горизонтальная — торчащие вентиляционные люки, телевизионные антенны — всё равно создают интересную фактуру. Мы попросили в гостинице, чтобы нам дали возможность перенести мебель с одного этажа на другой, для съёмок.
Мало того, мы договорились о том, что переклеим обои в этой комнате и повесим свои шторы. По сути, можно говорить, что это декорационный объект, хотя это всего лишь номер в гостинице.
— А чем вам обои не понравились?
— По цвету, по тону, по рисунку на них. Цвет какой-то был… Ну не тот, он просто был не тот — розовый или ещё какой, я сейчас уже и не вспомню. Мы спросили: «Возможно ли, если мы сами, за свой счёт поклеим здесь другие обои?» Руководство гостиницы не возражало – и мы это сделали. Если такие возможности есть — почему бы этого не сделать? Так что, в общем, всю эту комнату мы сделали сами.
— В книге про «Елену» вы рассказываете, что специально монтировали телесюжет. Как обстояли дела здесь? Было ли для вас важно, на какие программы попадает герой?
— Вы задели вопрос болезненный. Сейчас расскажу. Было понятно, что он просто листает каналы. Но если телеканалы, какие там ни есть, просто бы мелькали, непонятно, на что бы именно мы попали. Поэтому и здесь был смонтирован сюжет: надо было выбрать какие-то куски, в которых, скажем, хоть что-то содержательное успело бы прозвучать. Лёша Серебряков несколько раз этот ролик посмотрел, увидел примерно, где происходят склейки на другой канал, и потому знал, когда нажимать на кнопку пульта.
— И как вы отбирали, что он там увидит?
— Выбрали утренние передачи, самые ранние. «Доброе утро»: нашли встречу с Леонтьевым, вот, собственно, и начинается эпизод с этого. Ведущая говорит: «Сегодня у нас в гостях такой-то растакой-то Валерий Леонтьев!» — и тут мы переходим на другой канал. Там тоже какие-то бодрые сводки с полей, какие-то новости… В монтаже все они были поинтересней, я вам скажу.
Я почему говорю, что вы задели больное место: мы смонтировали свою череду кусков из разных передач, договорились с телеканалами о том, что мы используем их изображение. Это было, как на «Елене», но тогда мы предварительно купили права на использование фрагментов из определённых, заранее согласованных передач. А тут, когда мы вошли в монтаж и практически уже до середины фильма дошли, вдруг выяснилось, что с нами никто не хочет подписывать договор.
— Потому что узнали, про что фильм?
— Не думаю. Никто не мог этого знать. Памятуя впечатления после «Елены», возможно, кто-то предположил, что там будет камень в их огород. Я не знаю, с чем это могло быть ещё связано. Один из каналов отказался потому, что мы у них запросили небольшой фрагмент новостей, связанных с «Pussy Riot». Мы когда-нибудь с вами дойдём до эпизода, где Николай выпивает перед телевизором, вот как раз там этот сюжет и будет. Нашли материал видео, сделали запрос, получили ответ и вскоре сняли эпизод на площадке в Териберке… Мы только не подписали договор — и в этом смысле у меня претензия к исполнительному продюсеру, которая решила это оставить на потом.
Так вот, вдруг (это было, наверное, в феврале или в марте 2014-го, когда уже весь фильм был смонтирован) мне сообщают, что несколько телеканалов — не помню, какие именно — категорически отказываются с нами сотрудничать. И вот тогда нам пришлось постфактум находить тех, кто согласился бы дать нам фрагменты своих передач, и втискивать их сюда, заново всё переклеивая, компьютером вживляя, инсталлируя туда новое изображение.
При этом — важная деталь — в моменты склеек видно, что и на шторе, и на глянцевой поверхности этой тумбочки происходит смена световых пятен! И они должны были совпасть. Это было очень непросто сделать. Мы, конечно, до конца их не совместили — просто невозможно найти такое же изображение, где точно такие же были бы перемены, которые так же бы меняли блики в отражениях. Это просто нереально. Поэтому если всерьёз смотреть на это изображение, вот на этот кусочек, вы увидите расхождения между бликами и тем, что происходит в экране. Но это станет заметно, только если вы будете пристально туда смотреть — тогда, быть может, вам покажется, что вы что-то увидите.