Проблемы неинициации насилия
Я правильно понимаю что таковых всего три?
Как быть с тем, кто укрывает преступника и не желает его выдавать, ведь он насилия не инициировал?
Как быть с тем, кто создаёт оружие, явно избыточное для самообороны (типа термоядерного) и можно подозревать, что этот человек достаточно неадекватен чтобы взорвать, скажем, какой-нибудь город?
Как быть с тем, кто сбрасывает в ничейный мировой океан токсичные ядерные отходы в недолговечных контейнерах, рискуя лет через 50-100 устроить катастрофу в 100 чернобылей?
Есть ещё что-нибудь?
Добавлено позже: Проблема (1) вроде бы решается отнесением укрывателя к сообщникам, ну это как водитель машины при ограблении банка является сообщником, хотя всего лишь помогает скрыться.
Вероятно к этим же проблемам неинициации следует отнести случай, когда кто-то в центре города строит завод взрывчатых веществ, от чего для всех соседей вырастает цена страховки жилья, падает цена недвижимости, а жизнь становится небезопасной, примерно как в случае (2).
Ещё позже (слона-то я и не заметил!): с точки зрения принципа неинициации сомнительно выглядит упреждающий удар по готовящемуся к войне субъекту.
Я, в смысле неинициации насилия, не являюсь до конца либертарианцем. Я считаю, что в указанных случаях применение насилия допустимо (в большинстве случаев будет достаточно угрозы насилия). Но субъект, применяющий насилие, в связи с этим насилием должен нести риски, как минимум репутационные.
Ну типа, можно преставить себе ситуацию, когда для спасение истекающего кровью ребёнка вам понадобилось угнать чужую машину, но вы всё же при этом рискуете, что будете подвергнуты судебному преследованию, хотя скорее всего вас оправдают. Т.е. у вас нет индульгенции на угон чужих машин и вы действуете на свой страх и риск.
Современное государство, будучи абсолютным сувереном, применяя насилие в рамках своей юрисдикции - практически ничем не рискует (имеет полную индульгенцию). Разве что народ восстанет или часть людишек сбегут за границу. Сбегут не многие - ибо тяжко бросить друзей, родственников и родную культурную и языковую среду.
В гипотетической ситуации конкурирующих контрактных юрисдикций, где издержки смены крыши малы (не нужно менять место жительства) - экстерриториальная крыша несёт существенные риски при применении насилия в указанных выше случаях - она может потерять ряд клиентов. Поэтому крыша будет применять насилие только в наиболее серьёзных и очевидных случаях, вероятно, заручившись официальной поддержкой конкурирующих крыш или даже в рамках совместной операции.
В третьем случае (токсичные отходы в плохих контейнерах) надо ещё понимать, что "охраняющий" субъект должен иметь очень длинный горизонт планирования, желательно длиннее человеческой жизни, иначе ему вроде как и незачем вмешиваться в ситуацию с контейнерами, типа, это проблема потомков.
Очевидно, ни демократический правитель, ни даже высшая профессиональная бюрократия, не планируют на многие десятилетия вперёд, максимум 20 лет до пенсии, а скорее до следующих выборов. Как я понимаю, самый длинный горизонт планирования - у страховых компаний, занимающихся страхованием жизни.
P.S. Я думал, что само упоминания принципа неинициации агрессии должно навести на мысль что речь идёт о либертарианской политической философии. По-сути, я подвергаю сомнению основания этой философии. Политическая философия должна давать ответы на актуальные практические вопросы, а она не даёт. Мне кажется, что современная политическая философия должна быть посложнее набора пары принципов. Скажем, социалистическая "Теория справедливости" Ролза - весьма толстая книга с кучей наворотов. Да, мы должны быть короче и яснее, но не примитивны и убоги как сейчас.
Вроде бы всё это уже обсуждалось мыслителями уровня бнвача, нет?