Мучитель в споре.
Начну с типичного диалога, который я постоянно слышу в разных вариантах от моих клиентов и их партнерш. Джесс и Беа идут по улице своего городка. Джесс угрюм и явно недоволен.
Беа: Что с тобой? Я не понимаю, почему ты расстроен
Джесс: Я не расстроен. Я просто сейчас не в настроении разговаривать. Почему тебе всегда надо устроить из этого проблему? Я не могу иногда просто помолчать? Не все такие любители безостановочно молоть языком, как ты.
Беа: Я не любитель безостановочно молоть языком.Я просто хотела узнать, что с тобой.
Джесс: Я только что тебе сказал,НИЧЕГО! Оставь меня в покое хоть ненадолго со своей болтовней. Когда мы на днях ужинали с моим братом и его женой, я просто не мог поверить, что можно столько трепаться про какие-то дурацкие курсы журналистов. Тебе сорок лет, черт возьми, никому не нужны твои фантазии о том, чтобы стать знаменитой. Повзрослей уже наконец.
Беа: Фантазии о том, чтобы стать знаменитой? Я пытаюсь найти работу, Джесс, потому что все турагенства переезжают в центр. И я не трепалась попусту, им было интересно. Они задавали мне кучу вопросов, поэтому мы так долго об этом говорили.
Джесс: Ах да, им было очень интересно.Они просто вежливые люди. Ты так занята собой и наивна, что не можешь даже заметить, когда люди просто проявляют вежливость.
Беа: Я тебе не верю. Тот ужин был две недели назад. Ты две недели зрел мне об этом сказать?
Джесс: Я не зрел. Я этого не делаю, в отличие от тебя. Ты вечно ставишь нас обоих в неловкое положение. Всего хорошего, у меня нет настроения обсуждать эту фигню.
Беа: Нет настроения? Я ничего не сделала! Ты дулся и ждал повода на меня нашуметь с того момента, как увидел меня сегодня!
Джесс: Ты кричишь на меня, Беа. Ты знаешь, что я ненавижу, когда на меня кричат. Тебе надо обратиться за помощью, ты совершенно не контролируешь свои эмоции. Всего хорошего.
Беа: Куда ты идешь?
Джесс: Я иду домой. Можешь забрать машину. Я хочу побыть один.
Беа: До дому больше получаса ходьбы, а на улице холодно.
Джесс: Твоя забота очень трогательна. Всего хорошего (уходит)
Жизнь с мучителем полна такого рода перепалок. Джесс не обзывал Беа дурными словами, не повышал голоса, не бил и не угрожал ей. Если Беа попытается объяснить кому-то постороннему, что, собственно, произошло, ей будет довольно трудно это сделать, потому что поведение Джесса трудно описать. Что он сделал? Отпускал саркастические замечания? Попрекал ее чем-то, что случилось две недели назад? Слишком критиковал? Друзья могут сказать: «ОК, это, действительно, не звучит особо приятно, но называть это унижением я бы не стал». Тем не менее, когда Джесс уходит, Беа чувствует себя оплеваной.
Что же происходит в этом споре?
Давайте начнем с того, что Джесс делает, а потом поговорим о том, что он думает.
Проблема мучителя не в том, что он неадекватно реагирует на конфликт. Его склонность к унижению действует ДО конфликта, она, как правило, ВЫЗЫВАЕТ конфликт и диктует то, как этот конфликт РАЗВИВАЕТСЯ
Многие психологи пытаются анализировать реакцию мучителя на несогласие и работать с ним над техниками поведения в конфликтных ситуациях. Однако, они упускают самое важное – то, что ментальность мучителя является причиной конфликта.
Как большинство мучителей, Джесс использует целый набор тактик, позволяющих ему контролировать разговор:
• Он отрицает, что сердит, хотя это очевидно, и перенаправляет тему разговора на критику поведения Беа
• Он демонстрирует пренебрежение и снисходительность разными способами: говорит, что она любит болтать попусту, приписывает ей мечты о славе, призывает ее «повзрослеть», плюс обвиняет ее в том, что она вешает на него обвинения в том, в чем на самом деле виновата она.
• Он говорит, что она не понимает, что другие люди не воспринмают ее всерьез, и называет ее «наивной»
• Он критикует ее за то, что она повысила голос в ответ на его поток хамства
• Он обвиняет ее в том, что она хамит ему
• Наконец, он удаляется, изображая жертву, которой придется полчаса идти пешком по холоду.
Беа остается с ужасным чувством; наверное, так себя чувствует фонарнй столб, об который кошка поточила когти и удалилась. Одна из причин, по которой Беа так расстроена – она никогда не знает, в какой момент ожидать подобной перепалки, и чем она вызвана. В другой день она может так же приехать забрать Джесса с работы, и их разговор будет мирным и дружелюбным. Поэтому она продолжает думать, что что-то случилось в течение рабочего дня, и он выплескивает раздражение на нее – что в каком-то смысле правда, но на самом деле мало связано с происходящим.
Так что же происходит? Все началось двумя неделями раньше, когда Беа и Джесс ужинали с родственниками Джесса. Как мы только что поняли из разговора, Джесс не любит, когда Беа оказывается в центре внимания на сколько-нибудь продолжительное время. Почему нет? Вот только некоторые причины:
1. Он считает, что ее задача – играть вторую роль при нем. Это примерно тот же подход, что стоит за пословицей «За каждым великим человеком стоит женщина». Если кто-то из них двоих должен стать центром внимания, то это он, а если он решает не выделяться, то и она не должна.
2. Он постоянно обращает внимания на ее оплошности, и думает, что остальные тоже.
3. Ему не нравится, когда другие люди видят ее умной, способной, интересной. Это противоречит его глубокому убеждению, что она нерациональна, некомпетентна, и достойна того, чтобы ее игнорировать – и он хочет, чтобы другие люди разделяли его мнение.
4. Он опасается где-то в душе, что если ее сильные стороны найдут достаточно поддержки у посторонних, она оставит его – и он недалек от истины.
Обратите внимание – вторая и третья причины практически противоречат друг другу: он думает, что посторонни замечают все ее промахи, и это его беспокоит, но он также не хочет, чтобы посторонние считали ее умной и успешной. Его задевают оба варианта.
Мы также видим, что Джесс воспринимает курс журналистики, который берет Беа, как угрозу своему контролю над ней. Скорее всего, именно это тревожило его все эти две недели, портя настроение.
Мучители чувствуют сильный дискомфорт, когда видят признаки независимости партнерши, и часто предпринимают шаги, чтобы помешать им добиться намеченных целей.
Возвращаясь теперь к этому спору, мы видим, что Джесс пытается приписать Беа его же собственные харатеристики, говоря, что она занята только собой, что она лелеет собственные обиды, что она кричит на него и вообще о нем не заботится. Подобное поведение мучителя часто ошибочно принимают за проекцию – психологический процесс, когда человек наделяет окружающих своими страхами и недостатками. Однако (и это описано в Главе 3), процесс, когда мучитель переворачивает реальность вверх ногами, не совсем то же самое, что проекция. Джесс считает, что Беа кричит на него, потому что один из его важнейших принципов – что она не должна на него сердиться, вне зависимости от того, что он делает. Он считает, что она не заботится о нем, потому что для него «заботиться о нем» означает «заботиться только о нем», но не о себе и не о других людях. Он считает, что она занята только собой, потому что она увлекается своими собственными занятиями и целями, в то время как он считает, что ее должно вдохновлять только то, что делает он. Он считает, что она слишком озабочена своими обидами, потому что иногда она пытается заставить его отвечать за его слова, вместо того чтобы бесконечно убирать за ним, в прямом и переносном смысле.
Джесс также использует проекцию как контролирующую тактику. Он обвиняет ее в эгоизме и поведении, присущем скорее ему, чтобы она не обратилась со своими обидами к кому-то кроме него. Некоторые мои клиенты говорили мне: «Я знал, что говорю неправду, но это единственный способ до нее достучаться!» (меня всегда поражает, насколько легко мучители признаются в осознанном использовании контролирующих тактик). Все это показывает, что мучитель не просто использует проекцию; такой подход далек от полного отражения его реальных мотивов.
И, наконец, давайте посмотрим, почему Джесс решает пойти пешком в холодную погоду. Почему он делает себя жертвой?
Он хочет, чтобы Беа жалела его, и тогда он останется центром внимания, а она и ее эмоции окажутся неважны. Она также сделает вывод, что ей не следует ни на что жаловаться, потому что он такой ранимый и так от этого страдает.
Он хочет, чтобы и другие люди его пожалели. Он расскажет знакомым и друзьям, как они поссорились и ему пришлось идти пешком, и знакомые подумают: «Вот бедняга». Более того, он приукрасит историю – мучители обычно щедро добавляют детали. Скажет, что она была в ярости и уехала без него, и он шел домой пешком, стуча зубами всю дорогу. Он не делает этого сознательно, просто жизнь научила его, что чем вдохновеннее он играет жертву, тем больше симпатий будет на его стороне.
Он также может хотеть заставить ее беспокоиться о мнении окружающих. Она не захочет выглядеть жесткой, и постарается быть более уступчивой.
В некотором смысле он получает удовольствие от получасовой прогулки, полностью погруженный в жаление себя, потому что это помогает убедить себя, что у его повторяющегося хамского поведения по отношению к Беа есть уважительные причины. Ему надо убедить себя, что проблема в ней, а не в нем. Мучитель живой человек, и где-то внутри под слоями неуважения и хамства, у него тоже есть сердце, и оно подсказывает ему, что он делает что-то не так. Иногда его человеческая душа пытается простучаться через толщу, так что ему приходиться что-то предпринимать, чтобы заглушить этот стук.
Любая словесная схватка с мучителем – это поход через минное поле, и каждое из этих полей другое.