Пишет Эли Найман (студент хареди):
"Учение Торы – это цель, а не средство; или есть страх перед секуляризацией в "плавильном котле" армии – такие и другие аргументы приводят представители харедим, чтобы оправдать свой непризыв. Однако эти аргументы несостоятельны. Лидеры харедим уже признали, что даже те, кто не учатся в йешиве, не будут призываться.
Я хотел бы объяснить, почему, на мой взгляд, реальность не изменится, несмотря на множество заголовков в газетах о процессах, которые якобы "идут".
Как представитель харедим, у меня нет военного прошлого. Во время последней войны я много думал над этой болезненной темой и задавался вопросом: если бы меня сегодня призвали на боевую службу, включая участие в боях в Газе, призвался бы я ? Ответ однозначный – нет! Причина очень проста – я боюсь умереть.
Я продолжил задавать себе вопрос: чем я отличаюсь от 18-летнего светского юноши, который идёт служить в армию без особых раздумий? У этого юноши есть мечты, друзья и семья, которых он любит. Он уже знает, что хочет изучать в университете и куда поедет путешествовать после армии. Но когда он стоял с друзьями в пункте призыва или перед боевым заданием, он прекрасно понимал, что есть шанс, что он вернётся домой в гробу. Разве он не боится умереть на войне? Как он и его друзья идут на задание ?
Я не думаю, что нехаредимный юноша не боится; он осознаёт реальность. Но он вырос на нарративе, который готовил его к этому моменту много лет. Процесс призыва в Армию обороны Израиля не начинается в 17 лет с получения первого вызова. Он начинается в 4 года, когда дети слышат от воспитательницы о значении Дня памяти и слушают печальные песни о павших. Он начинается с того, что ребёнок знакомится с семьями, которые пережили утрату, близкие которых погибли или пострадали на службе.
Израильский ребёнок растёт с минимальным знакомством с армией – ведь его родители служили, как и его дяди, кузены и старшие друзья. Призыв в армию – это неотъемлемая часть ценностей, которые прививают ему с раннего возраста. Он видит в газетах и по телевидению имена и фотографии павших. Он растёт в атмосфере, где служба в армии – это самое естественное, что может быть для молодого человека его возраста.
Но юноша из харедим ничего из этого не знает, поэтому для него призыв в армию – неестественно. Нужно признать: в еврейском календаре, по которому живут харедим, нет никакого упоминания о Дне памяти павших солдат или о Дне независимости. Эти даты отмечены как обычные будние дни. "Государство" не имеет никакой ценности для юноши-хареди, который с раннего возраста учил, что бюджеты для йешив – это средства, которые харедим спасают от "грабителя"; что представители харедим в Кнессете и правительстве избраны для спасательной миссии.
Юноша-хареди растёт с сознанием, что государство противостоит харедим. Весь нарратив ультраортодоксов построен на стенах изоляции от других. Эти стены существуют во всех сферах – в городах, в образовательных учреждениях, на рабочих местах, а также в домах престарелых и на кладбищах.
У юноши-хареди нет даже минимального знакомства с армией, её системой или с ценностью защиты государства. Он не знает разницы между ротой, батальоном, бригадой и дивизией. В его газетах не публикуют фотографии павших солдат. Сообщение о гибели солдат появится на внутренней странице маленькой заметкой: "Вчера погибли четверо солдат, да будет благословенна их память". Поэтому наивное ожидание, что в 17 лет юноше-хареди скажут: "Ты начинаешь процесс призыва в организацию, с которой у тебя никогда не было никакой связи", – нереалистично и не сработает.
Я понимаю, что нынешняя ситуация несправедлива, и я не знаю, каково решение. Но ещё я понимаю, что изменения не могут начаться в 17 лет. Они должны начинаться в детском саду. Пока образование харедим будет экстерриториальной системой, которая получает финансирование от государства, никаких сдвигов не будет. Пока харедим являются частью коалиции, их система образования останется независимой и никаких изменений не будет. И не верьте рассказам о "процессах, которые идут" – они не идут.
Пелливерт
ПОДПИСАТЬСЯ